День самоуправления в Международный День учителя
5 октября в нашей школе прошёл День самоуправления, приуроченный к Дню учителя. Волнение, казалось, витало повсюду. В каждом классе, в коридорах, в каждом уголке. Сегодня здесь встретились три поколения учителей: ветераны педагогического труда, о которых мы всегда помним, и которые много лет проработали в нашей школе, ныне действующий состав и совсем юные - учащиеся 8-9классов, решившиеся сегодня попробовать себя в роли учителя. Эта очень добрая традиция в честь праздника отдавать бразды правления в руки юных лидеров, которые, в свою очередь, смогут проявить свои лучшие качества и, кто знает, может быть это поможет им определиться с будущей профессией.
Праздничный день начался с торжественной линейки. Вынос флага, Гимн РФ в исполнении учащихся и учителей…
Директор, Наталья Николаевна Нелюбина, поздравила всех присутствующих с праздником, Днем учителя. Учителей – ветеранов учащиеся школы встречали тёплыми, признательными аплодисментами.
И вот наступил этот волнительный момент…На импровизированную сцену приглашается новый педагогический коллектив и я, их куратор на сегодняшний день. И первыми я представляю администрацию школы, директора, Соколова Александра Леонидовича и завуча, Вихареву Валерию Игоревну. Итак, путь проложен, и на сцену, уже не так сильно робея, на неё ступают ещё десять юных педагогов. Их тоже встречают аплодисментами, учителя, поддерживающими, учащиеся – острожными… Какими – то они будут сегодняшние педагоги? Добрыми или, наоборот, строгими и чересчур требовательными, или можно расслабиться и отдохнуть на уроках, думал каждый ученик… Все с нетерпением ждали продолжения.
Танец, подготовленный Багаевой Натальей Александровной, и стихи-поздравления с праздником учащихся начальной школы разрядили обстановку, стало легче дышать. Кому? Ну, конечно, новоявленным педагогам, у них-то волнение зашкаливало через край.
Передышку дали ветераны. Они разошлись по кабинетам и провели для учащихся «Разговоры о важном». А тема разговора сегодня у всех была одинаковая. Педагоги рассказали учащимся о своей жизни, о работе, о том, как жили их сверстники 30-40 лет назад.
Рыбакова В.Н., в прошлом учитель начальных классов, а потом и директор школы беседу проводила во 2, 4 классах. Валентина Николаевна рассказала, что её ученики собирали макулатуру, металлолом, помогали одиноким старикам, в классе соревновались между собой между звеньями, читали книги и обсуждали их, вели читательские дневники и многое другое. Жизнь была интересной и насыщенной. Самому лучшему ученику 4 класса, Кощееву Данилу, Валентина Николаевна подарила на память пионерский значок.
В 1 и 3 классах Холкина Екатерина Анатольевна, тоже учитель начальных классов, рассказывала о том, что её родители были учителями, и поэтому вопроса о выборе будущей профессии не стояло. Екатерина Анатольевна поступила в педучилище, и после его окончания была распределена в Нолинский район. Ребята узнали, что такое ГПД (группа продлённого дня). После уроков ребята оставались в школе, учили уроки, гуляли, рисовали. Рассказывая о своей работе, Екатерина Антольевна узнала, что третьеклассница Костыря Ангелина внучка её бывшего ученика. А как была поражена сама Ангелина??!! Перед ней стоит учительница, которая учила её дедушку?? Вот это да!!!
В 8-9 классах беседу вёл Ашихмин Валентин Петрович, учитель физики, астрономии, труда. Он рассказал школьникам о том, что привлекло его в профессии учителя, почему он сделал такой выбор, о том, как приехал на работу в Перевозскую школу, о производственной бригаде. Ребята слушали его с большим вниманием и в конце спели песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Медведева Н.Е. беседу проводила в 7 классе. И хоть Надежда Ефимовна не работает в школе много лет, всех ребятишек она знает. У большинства из них учила пап и мам. Педагог поделилась своими воспоминаниями о том, как жила школа, чем «дышала», как ребята ходили собирать колоски, убирали картофель, ходили в походы, пели песни у костра. Надежда Ефимовна очень интересно рассказывала о своей работе. Хочется думать, что семиклассники поймут, что жизнь в педагогической профессии –это неустанный труд души и сердца.
Из беседы с Ентальцевой Зоей Алексеевной шестиклассники узнали о том, как жилось ребятишкам в интернате, ведь жили они там с понедельника по пятницу, и мамой для всех на это время оставалась Зоя Алексеевна. Она руководили интернатом почти 30 лет. Под её присмотром ребята по вечерам учили уроки, гуляли, следили за порядком в комнатах и в столовой, праздновали дни рождения, помогали друг другу, в общем, жили интересно…
Пятиклассники на «Разговорах о важном» встретились с Навалихиной В.Н. Она рассказала им о самых интересных событиях своей педагогической биографии. Валентина Николаевна с детства очень любила читать и всегда мечтала стать учителем русского языка и литературы. После окончания десятилетки, сразу же пришла работать в родную школу. Проработав несколько лет учителем, поступила в институт, заочно его закончила. Позже переехала в Перевоз, где совмещала работу учителя русского языка и завуча.
За долгие годы работы все учителя – ветераны стаи мастерами своего дела, их всегда отличало большое трудолюбие, добросовестное отношение к труду, любовь к детям. Каждый из них посвятил педагогической профессии более 38 лет.
За «разговорами» время пролетело незаметно. В конце занятия ребята поздравили своих гостей с праздником и подарили цветы.
А в это время в «учительской» борясь с волнением, молодые педагоги выслушивали последние советы и наставления. А после звонка разошлись по классам.
Тихо. Идут уроки.
Время от времени заглядываем в классы. Я – с целью понаблюдать, как ребята справляются со своими новыми обязанностями. Андрей Владимирович – запечатлеть для истории школы кадры с уроков. Директор школы, Соколов А. Л., начеку. Кто-то с кем – то поссорился, кто-то кого-то обозвал, а директор уже тут. Сдержан, серьёзен. Беседы проводит, воспитывает. Малыши смотрят на него с восхищением и уважением.
Время идёт. Вот уже и второй, и третий уроки подошли к концу. Вроде бы все как всегда.
1 класс. Урок математики. Учитель, Нелюбин Максим Алексеевич, пытается донести до первоклассников простые, казалось бы, истины. Ан, нет, не так-то это просто. На помощь спешит Марина Анатольевна, и с удивлением юный учитель видит, что то, что он пытался втолковать детям пол урока, опытный учитель справился на раз-два. Сделал вывод для себя, с малышами намного труднее.
А в «учительской» кипят страсти. Молодые педагоги делятся своими впечатлениями, рассказывают, как прошли уроки, что получилось, что нет. Но чувствуется, ах! нелёгок труд учителя. У кого-то времени не хватило, у кого-то, наоборот, осталось, у кого-то ребята тихие, послушные, а у кого-то шумят, разговаривают. Кто-то понял, что к урокам нужно готовиться очень серьёзно, и если выбираешь предмет, должен хорошо разбираться в теме урока, быть готовым ответить на любой каверзный ученический вопрос. Свободные от уроков коллеги мастерят поздравительную газету, не отлынивает никто, между вырезанием цветочков и рисованием букв тихонько разговаривают между собой, советуются, что-то обсуждают. Видно, что трудовой день впечатлил, добавил красок и эмоций в размеренную жизнь простого старшеклассника. Воспоминаний теперь хватит надолго.
На последнем уроке я пробежалась по классам, взяла короткие интервью у учащихся. Почти единогласно они считают, что их старшие товарищи справились со своими обязанностями, и пусть что-то где-то не додали, не доучили, не всё получилось, как хотелось, что день самоуправления нужен. Ведь выбирать профессию нужно заранее. А профессия педагога, вот она, на ладошке, бери и пробуй, учись, а потом думай, может это твой путь, твоя жизненная дорога.
Уроки закончились. К концу дня наши молодые учителя выглядели немного уставшими и растерянными, оказалось, что работать педагогом не так просто, как это кажется, когда сидишь за партой в учебном кабинете. На общем педсовете ещё раз обсудили прошедший день. Каждому юному учителю дали возможность высказаться, поделиться ощущениями и впечатлениями, ведь накопилось их немало.
Наталья Николаевна поздравила юных коллег с их дебютом. Ну, а главным вопросом дня стал вопрос, задумался ли кто-нибудь всерьёз о выборе в будущем профессии учителя. И как приятно было видеть несколько поднятых рук! Значит, день самоуправления прошёл не зря.
А что будет дальше, поживём, увидим. Подобные "взрослые игры" не только интересны, но и полезны для детей и подростков, потому что они воспитывают ответственность и готовят ко взрослой жизни.
Организовать самоуправление в школе не так-то просто, но зато в жизни учеников и учителей появляется общее дело, за успех которого в ответе каждый, кто взял на себя за это ответственность!
Шихова С.С. - куратор мероприятия